Бронзовый век в Крыму. Часть 8

20200329 belozersk culture

На смену сабатиновской культуре предположительно в XIV-XIII веке до нашей эры приходит белозёрская культура. Когда происходит формирование, так называемой, белозёрской культуры яркие признаки оседлости как бы стираются. Оседлые белозёрские памятники хорошо выражены в поймах и на припойменных пространствах крупных степных рек, это Днепр, Буг, Днестр, даже Дунай, очень широко распространяются самые разнообразные [изделия] из бронзы, появляются серпы, кинжалы, ножи из металла, а из Центральной Европы приходят даже бритвы, собственно, мало чем отличающиеся от современной опасной бритвы. Возможно, они были даже складными. Удивительное сходство этих бритв с современными.

В керамике широко распространяются очень разнообразные типы посуды. Появляются корчаги — большие сосуды с залощённой поверхностью, с узким горлом, предназначенные для хранения не только сухих продуктов, но и жидких. Появляются кухонные горшки самой разнообразной формы. Появляются кубки — сосуды для питья. И широко распространяются мискообразные чаши — широкие сосуды, напоминающие современную миску. Они очень разнообразны и, если в сабатиновской культуре орнаменты единичны и редки, то в белозёрское время распространяются орнаменты очень близкие орнаментам катакомбной культуры.

И о сабатиновцах, и о белозёрцах в наше время уже уверенно говорят, что это население северо-индо-иранское, испытывающее очень мощное влияние культур карпато-дунайских фракийских и культур украинской лесостепи. Вот, что можно сказать о последнем этапе срубной культуры. Вот так вот, где-то к XII-XI веку до нашей эры белозёрская культура завершается.

Количество белозёрских памятников в степных районах Крыма очень невелико, их гораздо больше в Предгорном Крыму. Белозёрская культура у рубежа первого и второго тысячелетий до нашей эры стала основой культуры кызыл-кобинской. Это уже культура раннего железного века, возникшая в Крыму на базе степных срубных памятников предшествующего времени и некоего субстрата местного населения, о котором мы можем пока только догадываться.

Таким вот образом завершается эпоха бронзы в Крыму. Расцвет в ямное; время очень интересная ситуация в катакомбное время, когда часть населения так же как и в ямное является полукочевниками, а часть населения является оседлыми земледельцами. Такая же особенность сохраняется и в период существования культуры многоваликовой керамики. Переход к земледелию практически полный. Видимо, к придомному, может быть отгонному скотоводству в срубное время. И затухание культур эпохи бронзы в конце второго тысячелетия до нашей эры. С чем это связано? Вопрос сложный. Возможно, это связано с климатическими изменениями в северо-причерноморской степи и в Крыму. Существуют различные точки зрения.

Вот таким образом, я смог вам охарактеризовать основные периоды и основные культурно-исторические общности Крыма, относящиеся к третьему-второму тысячелетию до нашей эры.

Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Лекция "Кочевники эпохи палеометалла: бронзовый век в Крыму". Сергей КОЛТУХОВ, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии Крыма РАН. 16 мая 2018 г., г. Симферополь, Центральный музей Тавриды. Основная видео-публикация доступна по ссылке https://youtu.be/IetSobvRB9s. Для иллюстрации использована фотография из библиотеки изображений сайта Музей археологии Поднестровья.

Похожие материалы сайта: