|
Рабочий и колхозница Веры Мухиной
Акцентом экспозиции, представленной во втором зале музея является масштабная модель статуи "Рабочий и Колхозница". Здесь же выставлены и два эскиза статуи, по которым можно проследить процесс ее создания. Эти экспонаты имеют немалую историческую и художественную ценность. Скульптуре "Рабочий и Колхозница" суждено было стать самым высоким творческим взлетом и самой глубокой трагедией для своего создателя, трагедией, продолжающейся до сих пор, через много лет после смерти скульптора. Прошло уже более 70 лет, как впервые взмыли в небо Парижа "Рабочий и Колхозница". Это был май 1937-го. Скульптура ошеломила Париж, ошеломила и очаровала: удивляло все: ажурность и найденность силуэта, кажущаяся легкость 75-тонной махины, изменение цвета статуи в зависимости от погоды и времени суток, Пабло Пикассо восхищался, как удачно смотрится группа на фоне сиреневого парижского неба. Поднятая на 34-х метровую высоту, она ни с одной точки зрения не выглядела искаженно. Были учтены все перспективные изменения. Начиналось все буднично и прозаично. В 1936 году Советский Союз готовился к участию в международной выставке "Искусство и техника в современной жизни". В процессе подготовки обнаружилось, что выставлять практически нечего. Только диарамы, фотографии, макеты. Последний, 4-й зал и вовсе был пуст, лишь посередине -скульптура Сталина. Бедность экспозиции нужно было нейтрализовать. Чем? Наружным оформлением павильона. Павильон набирал высоту уступами, все резче и выше, и увенчать его архитектор Б. Иофан задумал скульптурной группой, в которой бы выплескивалось это нарастающее движение. Дальше все зависело от скульптора. 22 мая был объявлен закрытый конкурс, для участия в котором пригласили В. Андреева, М. Манизера, И. Шадра и В. Мухину. Утвержден был проект Мухиной. Материал выбрали непривычный, новый - хромоникелевая сталь. Она обладала хорошим светоотражением, ковкостью, легкостью и позволяла решить пластическую задачу с изображением "летящей" материи позади фигур. Эту деталь Мухина отстаивала всеми силами, поскольку, во-первых, в первоначальном варианте герои представали обнаженными и требовалось их задрапировать, во-вторых, горизонтали павильона нужно было подчеркнуть горизонталями скульптуры, а в третьих, развевающееся полотнище подчеркивало воздушность, движение, полет. Эта материя, которую рабочие назовут попросту "загогулина", в процессе работы создаст массу трудностей, т. к. при весе более 5 тонн и протяженности около 30 метров она не имеет ни одной внешней опоры. -- Размеры статуи были необычайно велики, а времени крайне мало. Пришлось идти на риск и обмеры делать по небольшой модели, всего в 163 см, увеличивая размеры в 15 раз. Малейшая неточность тоже увеличивалась в 15 раз, грозя изуродовать скульптуру. Плотники делали деревянные шаблоны, в эти "корыта" укладывались листы тонкой стали и выколачивались по форме, потом сваривались между собой. Возникали отдельные фрагменты фигур. Неудачные куски резали автогеном и тут же исправляли. Усложняло задачу то, что работать приходилось с обратным рельефом, изнутри. Одновременно рассчитывался и строился каркас, который должен был держать скульптуру. Самым трудным в исполнении оказались головы и руки. Попытка выколотить их в формах не увенчалась успехом. Тогда испорченные формы голов набили глиной, бы найден нужный размер - более 2-х метров. Эти огромные головы Мухина пролепила, отлила в гипсе. На гипс накладывался стальной лист и выбивалась форма. Также делались и руки. В марте 37-го началась сборка статуи. Работали во дворе опытного завода ЦНИИ машиностроения днем и ночью, под дождем и ветром. Сроки заканчивались, никто не уходил домой с рабочей площадки. Никак не удавалась "загогулина", ее несколько раз переделывали, усиливая крепления, обстановка была напряженной. Положение усугубляли доносы, которые писал директор завода Тамбовцев, обвиняя Мухину в саботаже. Он был испуган тем, что она требовала постоянных переделок и доработок. Кроме того, в складках юбки колхозницы он узрел "профиль Троцкого". Вероятно, именно слухами о "профиле Троцкого" был вызван ночной визит Сталина. Осветив скульптуру фарами автомобиля и не обнаружив "профиля", он остался доволен. Наутро Иофан передал Мухиной, что работа принята без замечаний. Началась срочная разборка статуи. В 28-ми вагонах ее повезли через всю Европу в Париж. В Польше выяснилось, что она не проходит по габаритам тоннеля, пришлось распаковать и разрезать отдельные блоки. Наконец Париж. Советскому павильону и павильону фашистской Германии выделили место друг против друга. "Немцы долго выжидали, желая узнать высоту нашего павильона вместе со скульптурной группой. Когда они это установили, тогда над своим павильоном соорудили башню на 10 метров выше нашей. Наверху посадили орла, но для такой высоты орел был мал и выглядел довольно жалко" - вспоминала Мухина. Ее статую собрали всего за 11 дней, прямо на павильоне. 25 мая 1937 года состоялось открытие выставки. Триумф был полным, но недолгим. Выставка закончилась, статую разрезали автогеном, свалили на платформу, как груду металлолома, потом на пароход, привезли в Москву. После такой транспортировки неповрежденными остались только рука и голова. Позже созрело решение водрузить скульптурную группу у входа на ВДНХ. Отреставрировали и поставили на 10-ти метровый "пенек". Так низко фигуры казались огромными и неуклюжими. "Статуя ползает по земле, все точки зрения и композиционные эффекты в корне уничтожены" - с болью вспоминала Вера Игнатьевна. Многочисленные обращения в правительство ситуацию не изменили. Многодневная работа была перечеркнута: и поиски "золотого сечения" - наиболее гармоничного соотношения размеров скульптуры к павильону, и отработка эффектов и ракурсов, и многое другое. Рожденную летать статую заставили ползать. Для скульптора это был удар, от которого она не смогла оправиться до конца жизни. Этот вопрос не решен до сих пор. Периодически вспыхивают и затихают разговоры об определении скульптуре достойной высоты и места. на верх страницы::Феодосия музеи::Феодосия город::на главную |
|
|