|
|
...Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу... Феодосийская национальная картинная галерея им. И. К. АйвазовскогоИмя Ивана Константиновича Айвазовского вот уже более ста лет остается одним из самых популярных среди имён русских художников. Редко кому доводилось при жизни завоевать такую славу какую узнал Айвазовский еще в молодые годы. Слава его была необычной и всеобщей. Картины Айвазовского вызывали восторг у его собратьев-художников, у признанных знатоков искусства, у широкой публики. В сороковых годах позапрошлого века имя едва окончившего академический курс живописца передавалось из уст в уста и в России, и далеко за ее пределами.
Картинная галерея Айвазовского - один из старейших художественных музеев нашей страны. Её экспозиционные залы расположены в здании, где прошли жизнь и творчество выдающегося русского мариниста И. К. Айвазовского (1817-1900). Этот дом был построен по проекту самого Айвазовского в 1845 году. Через 35 лет Иван Константинович пристроил к зданию большой зал специально для показа феодосийцам своих картин перед отправкой их на выставки в другие города России и за границу. Таким образом, 1880 год официально принято считать годом основания картинной галереи. За свою долгую жизнь Айвазовский создал около 6000 произведений. Он работал практически каждый день. К концу 40-х годов сложился его уникальный творческий метод. Прекрасная зрительная память и неиссякаемое воображение дали ему возможность не писать с натуры, а импровизировать. Об этом Иван Константинович писал в "Автобиографии": "Живописец, только копирующий природу, становится её рабом, связанным по рукам и ногам... Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры... Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём своей кистью". Как правило, Айвазовский работал легко и увлечённо, он мог воплощать свои замыслы с удивительной свободой. Особенно поражало современников то, как он создавал небольшие картины, импровизируя, без предварительных натурных подготовительных рисунков. Литератор В. С. Кривенко, гостивший у него, так описал свои впечатления: "В наш приезд в галерее работал Иван Константинович над большим плотном. В широком живописном халате, с палитрой и кистью в руках, с молодыми блестящими глазами, устремлёнными на оживающее полотно, художник был положительно эффектен... По лёгкости, видимой непринуждённости, по довольному выражению лица можно было смело сказать, что такой труд - истинное наслаждение". В ранние годы Иван Айвазовский, как живописец в основном изображал море - спокойное, умиротворённое. И. К. Айвазовский был наделён даром поэтического мышления, и это особенно сказалось в его ночных маринах. Для Айвазовского не существовало технических препятствий, художник иллюзорно-точно изображал луну и эффекты лунного света - его искрящийся блеск на лёгкой зыби волн или ослепительно-сияющую лунную дорожку на штилевой глади моря. В подобных произведениях поражает ощущение удивительного спокойствия, гармонии и вечности природы. К таким картинам относится "Георгиевский монастырь" (1846 год). Простота её сюжета скрывает скрупулезно-точное и выверенное построение композиции, благодаря которому художник передаёт удивительный эффект перемещения лунной дорожки при рассмотрении произведения с разных сторон. В середине 19-го века в искусстве России на смену романтизму приходит реализм, стиль с иными социально-культурными ориентирами и иной концепцией восприятия природы. И. К. Айвазовский был одним из немногих художников, сохранивших преданность идеалам романтизма до конца своей жизни. Однако начиная с 80-х годов его искусство претерпевает некоторые изменения. Колорит его картин утрачивает былую яркость и контрастность, обретая множество более тонких нюансов прекрасно гармонизованных серых, голубых и бирюзовых тонов. Его произведения становятся более реалистичными по форме, но сохраняют всё ту же романтически-приподнятую трактовку природы и представление о самостоятельной ценности пейзажного мотива как такового. И в наше время не утихает интерес к работам художника. Его работы постоянно продаются на различных аукционах. Например в 2008 на аукционе «Сотбис» два полотна Айвазовского, «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи», были проданы за $2,4 млн.Полотна посвящены помощи США России в 90-х годах 19 века и подарены автором музею Corcoran Gallery в Вашингтоне. Аукцион Christie's в 2004 году продал «Исаакиевский собор в морозный день» за 1,125 млн фунтов стерлингов. На этом же аукционе в июне 2009 года продано две небольшие марины (за £32 тыс. и £49 тыс.) и два больших полотна (за £421 тыс. и £337 тыс.). Картина Айвазовского «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин». -- При подготовке этого раздела использованы материалы внешних источников: Погребецкая И. М. и др. - Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского. Путеводитель.; Н. Барсамов, С. Барсамова - Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского; Н. С. Барсамов. 45 лет в галерее Айвазовского; Н. С. Барсамов. Иван Константинович Айвазовский; И. Ф. Касацкая. Художник-маринист Алексей Ганзен. Потомки И. К. Айвазовского: жизнь, воспоминания, род; официальный сайт картинной галереи - feogallery.com; сайтов aivazovsky.euro.ru, kuinje.ru и многих других источников. |
|
|